|
Автор / Составитель: Куликова Н.Г.
Издательство: Практика
Год выпуска: 2013
Стр.: 114
|
Книга предлагает осмысление глубинных причин кризиса и противоречий современного образования с точки зрения его бытийных функций, психологии и системономии здорового, творческого развития школьников. Исследование направлено на выявление общего проблемного поля разных форма педагогического сознания в рамках адаптивной модели образования. Большое внимание уделяется анализу результата адаптивного развития личности , в том числе механизму его формирования на уровне микроструктуры педагогического мышления. Проблемы современной школы развертываются в конкретных стратегиях образования (экологической, валеологической, культурологической, православной) и обобщаются на фундаментально-гносеологическом уровне.
Книга рассчитана на широкий круг педагогов, методистов, психологов, руководителей системы образования, интересующихся вопросами качества профессиональной деятельности, здоровья. Она может быть полезна студентам и аспирантам философских, психологических и педагогических специальностей при создании новых моделей обучения и воспитания в рамках системного похода.
Содержание книги:
Введение в философию образования 3
Глава 1. Философский анализ педагогической реальности 8
Глава 2. Логика адаптивного развития 26
Глава 3. Анатомия педагогической проблемы 43
Глава 4. Тенденции и проблемы образовательной политики 57
4.1. Экологическая тенденция образования 58
4.2. Валеологическая тенденция образования 65
4.3. Культурологическая тенденция образования 69
4.4. Православная тенденция образования 74
Глава 5. Кризис философской основы адаптивного образования 83
Отрывок из книги Н.Г. Куликова «Современное образование: философия кризиса»
"Введение в философию образования"
Если мы готовы увидеть образование как процесс формирования отношения, эмоционального и разумного, к природе и другому человеку, всю философию можно считать общей теорией образования.
Д. Дьюи
Новая эпоха человеческого развития заявила о своём рождении в «серии предупреждений» (Н.Моисеев), которые вошли в состав современной кризисной ситуации. В прогрессивных кругах научного сообщества ни у кого не вызывает сомнения факт глобальности, неизбежности и возможности её духовного преодоления. За двухтысячелетний период мировая, в том числе русская, культура накопила огромный реформирующий потенциал, который до сих пор остаётся недостаточно осознанным и востребованным в педагогической науке и практике. В труднейших исторических условиях образование оставляет за собой скромную функцию репродуктивной системы государственно-общественного организма.
Вопрос эволюционного статуса образования носит идеологический, политический, фундаментально-гносеологический, философский характер, который пронизывает цели, задачи, способы осуществления образовательной практики. Зарождаясь в глубокой древности, у греков и римлян, трансформируясь далее в средневековой Европе, образование постепенно накапливало в себе системообразующие функции и с переходом в научную фазу своего развития заявило себя с позиции социальной системы, которая организованно и нормированно решала задачи общественного развития на этапах классической (XVI-XVIII в.), неклассической (XIX — начало XX в.), постнеклассической (20-90 гг. XX в.) науки. Выделение нового научного направления философии образования в конце ХХ века позволяет проследить основные тенденции педагогической эволюции и наиболее адекватно определить ориентиры и способы её реализации в новой исторической ситуации.
В периодизации Н.Г. Алексеева начало становления философии образования (40–50-е гг. ХХ века) связывается с идеологической интеграцией общего и профессионального обучения и воспитания, где философско-образовательная проблематика разрабатывается поэлементно внутри традиции. Второй этап (50–60-е гг.) характеризует рационализация обучения на фоне осознанной постановки задач философско-образовательного содержания (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Третий этап (60-е гг.) отличается тенденцией технократизации и её критической рефлексии с позиции теоретико-деятельностного подхода в методологии (В.М. Розин, Г.П. Щедровицкий), интеллектуально-деятельностного подхода в психологии (В.В. Давыдов, Н.И. Непомнящая) и гносеологии (И.В. Ильенков). На четвёртом этапе (70-е гг.) философия образования обосновывает проблемное обучение с позиций личностно-деятельностного подхода в психологии (А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский) и системно-деятельностного — в философии (Г.С. Батищев, Э.Г. Юдин). Пятый этап (80-е гг.) отмечается разработкой диалогической и культурологической образовательных парадигм, где уже осознанно формулируется философско-образовательная проблематика и концептуальные схемы проектирования образовательной практики (А.В. Арсеньев, В.П. Зинченко, В.И. Слободчиков). На шестом, экологическим, этапе (90-е гг.) философия образования констеллируется в особую область знания и рассматривает свою проблематику в контексте взаимодействия социкультурной и социотехнической сред (Б.С. Гершунский, Ю.В. Громыко, П.Г. Щедровицкий) [1, С.88—95].
Большинство современных представителей педагогического науковедения осуществляет исследования в полипарадигмальном русле западной мышления, которое деформирует общую основу экологических, культурных, гуманистических ценностей и наращивает гносеологическую доминанту постнеклассической философии образования. Выход из тупиковой ситуации А.И. Субетто видит в обращении к социальной онтологии образования, то есть следовании логике развития цивилизации и философии истории: «Если начать движение от закономерностей развития образования, то сразу же поле возможных подходов заметно сужается. Такое обращение диктует сама Природа, она не философствует с человеком на его языке, но оппонирует ему на языке «катастроф» [67, С.14]. Мировая проблема выживаемости и здорового развития человечества в XXI веке ставит в центр образовательной политики генеральную цель управления социоприродной эволюцией. Эффективный ответ на «вызовы будущего» становится возможным при условии осмысления бытийных оснований и функций образования в В периодизации Н.Г. Алексеева начало становления философии образования современном и будущем обществе и предполагает выход в пространство духовной идеи, изнутри фундирующей процесс поиска стабильности на всех уровнях реальности. Речь идёт о необходимости разработки новой философии образования, которая синтезирует значимые аспекты системы человекознания на универсальном основании, то есть предоставляет участникам
Назад в раздел